Эндометриоз – доброкачественный гормонозависимый патологический процесс, характеризующийся образованием узлов функционирующей тканей эндометрия, как в самой матке, так и за ее пределами. В первую очередь поражаются органы малого таза: яичники, маточные трубы, прямокишечно-маточные связки, нижние отделы толстой кишки и мочевой пузырь.

По словам специалистов, это третье по распространенности гинекологическое заболевание после миомы матки и различных воспалительных процессов в половых органах. Наиболее часто эндометриоз встречается у женщин репродуктивного возраста, преимущественно в возрасте 40-44 года. Эндометриоз у многорожавших женщин отмечается реже (27%), чем у бесплодных (30-40%). Однако в некоторых случаях, эндометриоз возможен и у девочек-подростков. В пременопаузальный период частота эндометриоза составляет 2-5%. Наблюдается он и у женщин после менопаузы.

Классификация эндометриоза

В гинекологической практике эндометриоз принято классифицировать по его локализации. Таким образом, различают:

• Генитальный эндометриоз:
  •     внутренний – аденомиоз;
  •     наружный;
  • Экстрагенитальный:
  •     перитонеальный;
  •     экстраперитонеальный.

Внутренний генитальный эндометриоз – это разрастание эндометрия в мышечном слое матки.

Экстрагенитальный эндометриоз чаще всего возникает в мочевом пузыре, почках, кишечнике, легких, в ряде послеоперационных рубцов. Перитонеальный экстрагенитальный эндометриоз поражает, в первую очередь, тазовую брюшину, яичники и маточные трубы. Экстраперитонеальный эндометриоз, локализуется в наружных половых органах. Существуют как “малые” формы данного заболевания, так и тяжелые, причем последние, как правило, развиваются из-за не принятых вовремя профилактических и лечебных мер.

В зависимости от глубины пораженных участков различают 4 стадии наружного эндометриоза: минимальную, легкую, умеренную и тяжелую, при этом четвертая является самой болезненной и самой сложной для лечения.

Симптомы эндометриоза

Симптомы данного заболевания могут быть весьма разнообразны и во многом зависят от индивидуальных особенностей организма. В редких случаях, эндометриоз вообще не проявляется и вовремя установить его может только регулярный (раз в полгода) медицинский осмотр, однако в большинстве случаев, те или иные симптомы все-таки наличествуют.

Основными жалобами являются бесплодие и боль различной интенсивности. Боль постоянная, усиливается накануне и во время менструации, распространяется в область поясницы, крестца, прямой кишки. Для внутреннего эндометриоза характерны расстройства менструальной функции: длительные и обильные месячные, маточные кровотечения, кровянистые выделения в пост(после-)менструальном периоде; в связи с указанными нарушениями нередко развивается анемия. У многих больных бывают жалобы на боль, ощущение тяжести внизу живота и расстройства мочеиспускания перед наступлением менструации.

Специалисты нашего медицинского центра рекомендуют регулярно проходить соответствующее обследование с целью устранить заболевание на начальных этапах. Кроме того, женщинам необходимо помнить, что весьма распространенной причиной эндометриоза являются все операции на матке – такие как кесарево сечение, аборты, прижигание эрозии шейки матки и пр. В связи с этим, после любых хирургических вмешательств крайне необходимо наблюдение врача, который вовремя сможет выявить какие-либо отклонения и своевременно устранить их.

Профилактика эндометриоза

В нашем медицинском центре осуществляется и профилактика эндометриоза, которая обычно включает ряд мероприятий. Во-первых, это тщательное обследование девочек и молодых женщин, которых беспокоят сильные боли во время менструации. Во-вторых, ведение пациентки после аборта или иных хирургических вмешательств в матку с целью своевременного устранения возможных патологий. В-третьих, успешное лечение воспалительных заболеваний половых органов, даже хронических. Кроме того, проводится ряд анализов с целью определения уровня гормонов, влияющих на функционирование иммунной и других систем организма.

Особое внимание на профилактику эндометриоза следует обратить внимание женщинам при:

• сокращении продолжительности менструального цикла;
  • нарушении обмена веществ, что, в первую очередь, проявляется в значительной прибавке в веса, ожирении;
  • использовании внутриматочных средств контрацепции;
  • в возрасте от 30 до 45 лет;
  • с повышенным уровнем содержания эстрогенов (что определяется специальными анализами).

Диагностика эндометриоза

В качестве специальных методов диагностики специалисты рекомендуют следующие: – влагалищное исследование, осмотр с использованием зеркала, УЗИ органов малого таза, ректальное и ректовагинальное исследование, кольпоскопию, лапароскопию и гистероскопию. Проводятся они строго в клинических условиях, и сами по себе являются одним из средств лечения заболевания.

Лечение эндометриоза

Выбор тактики лечения при эндометриозе зависит от многих факторов. Обычно учитываются такие факторы, как возраст женщины, предыдущие беременности, распространение, локализация и тяжесть протекания заболевания, выраженность симптомов эндометриоза, возможное сочетание эндометриоза с другими воспалительными процессами, наличие фертильности и необходимости восстановления репродуктивной функции при бесплодии. Основную цель медицинских мероприятий составляет не только полное устранение активного эндометриоза, но и избавление женщины от его довольно негативных последствий (образование спаек в области малого таза, формирование кист яичников, а также ряд психоневрологических реакций).

Основными задачами лечения являются: уменьшение боли, устранение активного эндометриоза и восстановление детородной функции.

Общепринятыми и единственно эффективными на сегодняшний день методами устранения эндометриоза являются:

• терапевтический (консервативный, медикаментозный);
  • хирургический органосохраняющий (лапароскопия и лапаратомия), предусматривающий удаление очагов эндометриоза с сохранением органов;
  • хирургический радикальный с удалением матки и яичников;
  • комбинированный.

Не следует бояться заболевания – его выявление на ранних стадиях приводит к полному выздоровлению, а лечение проходит незаметно для вашего окружения и карьеры. И не забывайте регулярно посещайте гинеколога с ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ осмотром.