В настоящее время заболеваемость раком шейки матки в нашей стране стабильно входит в пятерку ведущих онкологических заболеваний женщин. Поэтому ранняя диагностика, адекватное лечение фоновых и предраковых заболеваний является важным мероприятием, направленным на снижение заболеваемости раком шейки матки. При этом главную роль в клинической практике должны играть первичная и вторичная профилактика, ранняя диагностика, а также усовершенствование методов лечения больных с этой патологией.

В соответствии с современными представлениями, в клинической практике нашего центра широко используется система многоэтапного выявления различных заболеваний шейки матки.

I этап – скрининговое обследование шейки матки (при первичном обращении женщины), оно включает: сбор анамнеза, осмотр наружных половых органов, влагалища, шейки матки в зеркалах, взятие отделяемого из уретры, влагалища, цервикального канала для дальнейшего бактериоскопического исследования; забор материала из экто и эндоцервикса для цитологического исследования шейки матки. Забор материала производится после выполнения простой кольпоскопии, что позволяет провести наряду с традиционным прицельное взятие материала на бактериоскопическое и цитологическое исследование. На основании клинико-цито-эндоскопической информации, полученной при скрининг-программе, отбирают женщин, которым показано более углубленное обследование (II этап). В данную группу больных входят женщины, у которых при проведении цито-эндоскопических исследований была выявлена патология шейки матки. Комплекс диагностических мероприятий индивидуализирован для каждой больной, с учетом имеющейся конкретной ситуации.

Варианты:

• 1. Фоновые заболевания шейки матки (эктопия ц/э, доброкачественная зона трансформации, железистые и фолликулярные полипы, истинная эрозия, экто-, эндоцервициты, субэпителиальный эндометриоз). Основная цель диагностики – выявление причины возникновения процесса. Производится с учетом современных представлениях об этиологических механизмах возникновения данной группы патологических процессов (посттравматические, гормональные, инфекционные).
  • 2. Предраковые заболевания шейки матки (дисплазии) (простая лейкоплакия, поля дисплазии метаплазированного/гиперплазированного эпителия, папиллярная зона метаплазированного/гиперплазированного эпителия, предопухолевая зона трансформации, кондиломы).

Диагноз устанавливается на основании цито-эндоскопического исследования. Программа диагностики, как и в случае выявления фоновых заболеваний, направлена на выяснение этиологических механизмов возникновения пат. процесса (гормональные, инфекционные).

Кольпоскопические критерии:

• Кольпоскопическая картина дисплазии визуализируется при простой кольпоскопии (до обработки уксусной кислотой) – вид дисплазии гиперплазированного эпителия – гормональная этиология.
  • Кольпоскопическая картина дисплазии визуализируется при расширенной кольпоскопии (после обработки уксусной кислотой) – вид дисплазии метаплазированного эпителия – инфекционная этиология.

Особенности программы обследования женщин с дисплазиями зависят от вышеуказанной кольпоскопической семиотики с учетом типа цитологического мазка и в целом идентична программе обследования женщин с фоновыми заболеваниями (см. эктопии ц/э и др.). Обязательным в обследовании данного контингента больных есть прицельная биопсия и цервикоскопия. Строгая диспансеризация.

• 3. Преклинический и клинически выраженный рак. Больные с вышеуказанным диагнозом направляются в профильное онкоучреждение.

Лечение

Предлагаемый выше комплекс диагностических исследований позволяет избрать метод адекватного лечения патологических процессов с учетом возраста больной, характера и степени выраженности эпителиальных изменений, вида цервикальной и влагалищной флоры, а также гормонального статуса больной и вида сопутствующей патологии.

В целях профилактики рецидивов, радикальное лечение патологических процессов шейки матки мы проводим только в случае адекватного устранения причин, вызвавших данный процесс.

Так, в большинстве случаев, первым этапом мы проводим антибактериальную терапию с учетом выявленных вышеуказанными методами инфекционных агентов с контрольными бактериоскопическими и в отдельных случаях ИФА, ИФЛА исследованиями. Проводится коррекция гормональных нарушений с целью достижения двухфазности оварио-менструального цикла, что обеспечивает нормальную эпителизацию тканей ш/матки и как следствие нормоплазию.

После радикального лечения предраковых процессов проводим кольпоцервикоскопический и цитологический контроль ч/з 2, 6 мес. и год. Диспансерный учет в течении 2 лет после лечения дисплазии. Снятие с учета при удовлетворительных данных кольпоцервикоскопии и цитологии ч/з 2 года. Женщины с установленным диагнозом дисплазии тяжелой степени, преклиническим, клиническим раком ш/матки направляются в областной онкодиспансер